Обращайтесь в нашу юридическую службу! Наши юристы всегда помогут!

  << вернуться к списку статей

Счетчик посещаемости и статистика сайта

юридическая служба

консультации

документы

суды

цены

наши телефоны

+7(812)9451875

+7(921)7981962

+7(921)9478409

консультации

документы

суды

регистрация

цены

Как вернуть товар, который вам не понравился

 В один прекрасный день вы вдруг решили, что вам нужен новый ноутбук. Вы пошли в ближайший магазин всякой техники, долго выбирали, присматривались, с консультантами советовались, вопросы им задавали. Наконец вы определились с моделью и маркой, купили сей ноутбук и отправились счастливые домой с мыслью об удачной покупке. Спустя пару дней активного пользования вы приходите к мнению, что ноутбук вам не нравится. Совсем не нравится. И пластик не блестит, и кнопки у него маленькие, а сам ноутбук здоровый, в дамскую сумочку уж точно не влезет, и вообще, цвет у него – так себе. Вы идете в магазин с намерением вернуть ноутбук, но вам там в возврате отказывают, говорят, что ноутбук хорош и сами вы виноваты. Что делать в такой ситуации? Давайте разберемся сначала.

 Основным законодательным актом, регулирующим розничный товарооборот, является Гражданский кодекс Российской федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ. При покупке товара вы заключаете договор купли-продажи. Договор купли-продажи – договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ч. 1 ст. 454 ГК РФ). Моментом заключения договора розничной купли продажи, как в случае покупки ноутбука, в соответствии со ст. 493 ГК РФ является момент передачи покупателю продавцом кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При этом, как указано в статье, отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Данное положение закреплено также в абз. 3 части 1 статьи 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1"О защите прав потребителей"

  Что это значит? Часто при покупке товара, например, в какой-нибудь лавке, продавец не дает товарный чек. Кассового аппарата может и не быть, а вот товарный чек на этот случай продавец обязан выписать по первому требованию. Если у вас возникнет необходимость вернуть товар, а чека у вас не будет, вы можете ссылаться на свидетельские показания. Например, ваш приятель, который был с вами в момент покупки товара, может подтвердить данный факт. Продавец естественно может и отказать в возврате товара, мотивируя это тем, что товар вы у него не приобретали, а свидетель вообще подставной. В этом случае вы вправе обратиться в Роспотребнадзор или в суд о защите своих прав.

 Но вернемся к ноутбуку. При его покупке рекомендую при свидетелях изрядно потрепать нервы консультанту (продавцу). Только не переусердствуйте. Задавайте ему множество самых разных вопросов о технических и потребительских характеристиках товара. В части 1 статьи 495 ГК РФ указано, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации. Данное положение отражается в части 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей, при этом конкретизируется, что информация должна обеспечить правильный выбор товара. В части 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей указаны сведения, которые должны содержаться в информации о товаре, а именно:

  1. наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

  3. сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);

  4. цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

  6. гарантийный срок, если он установлен;

  8. правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

  9. информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено законом;

  10. срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

  11. адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

  13. информацию о безопасности товара;

  15. информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

  16. указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

  17. указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

  Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 495 ГК РФ покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. Соответственно продавец обязан обеспечить эту возможность. Поэтому в гипермаркетах техника, например, мобильники, ноутбуки, телевизоры, выставляется на стендах. Продавец таким образом в некоторой степени исключает ответственность за неправильно выбранный покупателем товар в случае возврата, а так же если возникнет неисправность.

  Согласно части 1 статьи 502 ГК РФ и части 1 статьи 25 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

  Ноутбук, прежде всего, является электронно-вычислительной техникой, а потом уже игрушкой, кинотеатром, телевизором или книгой. Данный товар надлежащего качества не подлежит возврату или обмену (часть 2 статьи 502 ГК РФ, абз. 4 части 1 статьи 25 Закона о защите прав потребителей, пункт 11 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55).

  Выходит, что вернуть его нельзя? Нет, вернуть его все же можно.

  Вы перед покупкой задавали продавцу ненужные вопросы. Продавец, как правило, не знаком со всеми техническими тонкостями товара, а на ценнике пишется минимальная информация о характеристиках товара, в нашем случае ноутбука. Частью 1 статьи 12 Закона о защите прав потребителей определено, что в случае, если договор купли-продажи уже заключен, потребитель в разумный срок вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с тем, что потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре. В части 2 стати указано, что Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

  Соответственно вам необходимо задавать технически более сложные вопросы, ответы на которые не пишутся в руководствах пользования их можно найти разве что на специальных форумах или получить от самого изготовителя. Отсутствие этой информации и будет являться основанием для претензии. Кроме того, у вас есть свидетели, которые могут подтвердить сказанное вами, а именно, что вы узнавали данную «очень необходимую вам» информацию и не смогли ее получить у продавца в момент покупки. Итак, покупатель в соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей вправе:

  1. потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

  2. потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

  3. потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

  4. потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  5. отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Покупатель же обязан вернуть товар.

  Далее есть два варианта: требовать обмена товара на другой (по пункту 2) или требовать возврата товара, отказываясь от исполнения договора (пункт 5). На мой взгляд, наиболее верная и беспроигрышная следующая схема.

  Сперва необходимо направить письменную претензию продавцу. Обязанность направления претензии вытекает из статьи 483 ГК РФ. Лучше с этой бумагой прям сразу к нему в магазин и прийти. Далее по вышеперечисленным основаниям требовать обмена ноутбука на другой ноутбук, причем тот, которого у продавца нет в наличии, а может и на тот, который и вовсе снят с производства.

  Согласно абз. 2 части 1 статьи 502 ГК РФ при отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

  Таким образом, исключаются иные пункты, подходящие под данную ситуацию. Последовательно обосновывая заявленные требования вы добьетесь возврата ноутбука, товара, надлежащего качества, который и вовсе возврату, равно как и обмену, не подлежит.

  В заключении хотелось бы отметить немаловажную статью.

  В статье 481 ГК РФ указано, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, например, автомобиль. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. В соответствии со статьей 482 ГК РФ покупатель вправе потребовать упаковать товар. Кроме того, покупатель может воспользоваться и иным правом, вытекающим из последствий передачи товара ненадлежащего качества (статья 475 ГК РФ), а именно, требовать замены товара, вовсе отказаться от исполнения договора купли-продажи.

 Остроумов А.И. © 2014г.

  << вернуться к списку статей

 >>на главную

>> в раздел юридических услуг

 

 Статья предоставлена www.obebspb.ru